Опорная система конструкции занимает важнейшее место в мостостроительстве, от её прочности зависит надежность и прочность всего сооружения. Её устройство считается наиболее трудоемким процессом. Она принимает на себя все нагрузки – временные и постоянные, после чего перенаправляет их на фундаментное основание. По этой причине неправильные расчеты приводят к усилению внешнего непрогнозируемого воздействия, из-за чего нарушится прочность, вследствие чего снизится долговечность всего сооружения. Разрабатывается техническая документация в момент проектирования и этим должны заниматься узкопрофильные специалисты.
При проектировании подрядчик учитывает геологические условия местности и объемы строительства. Если мост устанавливается над водоемом, то рассматривается перспективное воздействие волнами, льдинами, теплоходами и прочими факторами. При наземном строении изучаются геодезические особенности, влияние климатических условий.
Конструктивно дифференцируется на три составляющие. Снизу находится фундамент, который закладывают в грунт. Заложение может быть мелким и глубоким. Первое применяется при естественном основании. Глубокое заложение подразделяется на 3 подвида – сваи, столбы, колодцы. После фундамента идет тело, а сверху оголовок, на который размещается подферменная плита. Именно оголовок аккумулирует все нагрузки и равномерно их распределяет по всей опорной системе.
Виды по методу устройства:
Если рассматривать способ возведения, то опора может быть монолитной, сборной и сборно-монолитной. Первый предполагает изготовление опалубки на месте, в которую заливается бетонная смесь. При возведении монолитных опор может использоваться облицовка. Второй – устанавливаются заранее приготовленные железобетонные или бетонные элементы. Для третьего типа характерно присутствие 2-х видов одновременно. То есть часть подвергается заливке на месте, вторая – просто собирается.
Классификация по расположению:
Типовая дифференциация:
Опалубка мелкощитовая - изготавливается из стали, предназначается для сложных конфигураций. Имеет небольшие размеры элементов, благодаря чему можно создать линейные геометрические формы. В основе лежат рамные щиты, которые дополняются вспомогательными элементами для крепления. Не подходит для высоких мостов.
Опалубка крупнощитовая - стальная конструкция, содержащая в себе подмости, раскосы, щиты и т. д. Предназначается для прямолинейных и крупногабаритных опорных конструкций, а также высоких мостов, которые проходят через водоемы, рельефы и прочие сложные участки.
Индивидуальная система - предполагает создание особой конфигурации, то есть нестандартной формы для индивидуального заказа. А именно – для сооружений необычных геометрий. Чаще всего обладает конструкционной цельностью, которая идеально повторяет архитектурные особенности мостовой постройки.
Балочно-ригельный - деревянные балки, устанавливаемые вертикально и соединяемые ригелями. Фиксируются раскосами, применяются для опор, имеющих небольшое сечение.
Гидравлический подъемно-переставной тип - самая сложная опалубочная система, при помощи которой формируют опоры без использования подъемной техники. Сделана из каркаса подмостей пространственного типа и гидравлических опорных элементов. Есть направляющие рельсы, благодаря которым можно поднять конструкцию на любую высоту.
Консоль - консольная система представляет собой готовую конструкционную сборку, которую нужно крепить к каждому сформированному участку опорной системы уже после того, как бетон просох. Поэтому важна поэтапность работы.
Приспособление для мостовых балок - возведение мостов предполагает формирование продольных балок для связывания всех звеньев и принятия на себя нагрузок от дорожного полотна.