ТР – совокупность сооружений (туннелей, путепроводов, автодорог), призванных минимизировать скрещивание потоков и интенсифицировать пропускную способность, устраиваются на трассах высших категорий и мегаполисах (хордовые дороги).
Это сложные узлы в проектировании поперечных, продольных профилей, соединительных рамп, планировке по вертикали, поверхностном водоотводе. Исходя из взаимного расположения трасс, подразделяются на группы по перекрытию, разветвлению, примыканию. По левоповоротному движению – влево, вправо, в обе стороны. Составление проекта основано на изучении потока в любом направлении. Учитывают свободную площадь, ландшафтные особенности, поэтому применяется способ моделирования.
Светофорный – пересечение 2-х или больше магистралей под прямым или произвольным углом. Должен быть сложный светофорный цикл, другие автодороги, предусматривающие поворотное движение или запрет проезда в одном направлении. Достоинства: упрощенный цикл, который может служить отдельно для пешеходов. Недостатки: длительность ожидания изменения цвета (до 10-ти минут), проблематичность поворота в левую сторону из-за интенсивного движения.
Светофорный тип с карманом предназначен для левого поворота, полноценного разворота при разделенном потоке на одной из улиц. Преимущества: доступность светофорного цикла, использование участка на старом перекрестке.
Минусы
Круговой вид по типу перекрестка (есть места ответвления дороги). Плюсы: снижение до 2-х циклов, упразднение светофора для пешеходного перехода, проезда транспорта. Поворачивать влево при правостороннем движении легко из-за разветвлений. Недостатки: отсутствует приоритетная магистраль, высокая степень аварийности на фоне пешеходного потока, минимальное количество полос – три, поэтому пропускная способность слабая.
Клеверная: требуется минимум пространства, можно развернуться базово-конфигурально. Устройство упрощенное – прокладывают путь для правостороннего поворота, далее перекрывается прямое пересечение, вытраиваться клевер. Минусы: для того чтобы развернуть влево, нужно придерживаться угла в 270 градусов. Пешеходу переходить трудно из-за массивности разветвления, автомобили могут двигаться со скоростью 40 км/ч. Существует риск ДТП – въезд находится перед выездом.
Тоннельный тип – светофору подчиняются только те полосы, над которыми нет тоннеля или эстакады, благодаря чему отсутствует препятствие для перемещения транспорта по главной и второстепенной трассе. Минусы: при максимальной интенсивности возникает затор.
Изначально изучается генеральный план города, определяется класс, тип автомагистрали. При расположении магистралей 1 класса друг над другом, обеспечивается бессветофорный тип в местах поворотов к съезду. При пересечении трасс 2 категории на поворотном въезде могут установить светофор. Учитываются и другие факторы – климат, нагрузки, интенсивность, надежность, гидро- и геологические условия, ландшафтность, срок эксплуатации.