ГД характеризуется покрытием из натуральной земли, укрепленной вяжущими материалами. Особенность поверхности в выпуклости профиля, который создается посредством обработки профиля от краевых (водоотводных) канав. Трасса может иметь различную устойчивость, в зависимости от типа, климатических условий. Преимущества – очень низкая себестоимость, в сухую погоду высокий уровень пропускной способности на любой скорости, экологичность. Среди недостатков можно отметить сильную пыль и размыв во время дождей. Поэтому после весенне-осенней распутицы необходим ремонт (укатка, досыпка). Разделяется на виды – улучшенная, лесная (полевая), проселочная.
Сооружать ГД можно на любой местности – холмистой, равнинной, лесистой, болотистой и даже на проложенном пути. В последнем случае применяют 2 метода работ – расширение, реконструкция (уплотнение). Для того чтобы трасса получилась прочной и долговечной, изначально проводят геологоразведочные, гидрогеологические изыскания. Это необходимо для определения степени усадки земли после утрамбовки. Первое, что нужно сделать – стабилизировать основание, обработать поверхностный пласт. Это особая технология, усиливающая конструкцию.
Стабилизация грунта и переработка ее поверхностного слоя на глубину 25-40 сантиметров осуществляется при помощи т.н. рециклера. Использование данной технологии помогает сформировать монолитное покрытие, характеризующееся следующими показателями:
Целесообразнее дополнять почву специальными материалами, благодаря которым улучшаются эксплуатационные и дренажные характеристики. Достаточно землю смешать с гравием и крупным песком примерно в равном соотношении, а глинистую основу дополнить всего на 10% и высокая влажность не нарушит несущих способностей.
Количество и вид вспомогательных материалов определяют, исходя из качества и характеристики отдельно взятого грунта после тщательного исследования. Процесс компаундирования берется под особый контроль. В противном случае снизится эксплуатационный период и свойства покрытия.
После изысканий составляется проект, далее осуществляются:
Улучшенный пласт должен иметь толщину от 15-ти до 35-ти см, не считая подушки, максимальный уклон для стока воды - 40%. Если почвенный путь выложен правильно, пропуская способность составит 100 машин в день. Если же предполагается более интенсивное передвижение, усиливают несущий профиль. Для пропускной способности в 500 автомобилей в сутки создают супесчаную почву с гранулометрическим составом. Из минеральных добавок предпочтение лучше отдать извести и цементу, из вяжущих компонентов органического происхождения - деготь, битум. На болотистых местностях дополнительно обустраивают деревянную опалубку.